АЛХИМИЯ В ФИНЛЯНДИИ

Некоторые шведские короли (Густав III особенно) имели своих алхимиков, или поддерживали людей в поиске Камня, таких как Пальструх и Гумперц. Также были и финские алхимики при шведском правлении. 1. Норденберг Первым из двоих является Магнус Отто Норденберг (1705-1756), который отправился на три года в Европу, дабы изучать лесопильное производство в середине 1720-х. В течение своего визита в Лейдене он изучал у Бургаве его Arcana Chemica. Послве возвращения Норденберг (примерно в 1735) начал расследовать происхождение материи. Существует несколько редких манускриптов, подтверждающих это. Один из них озаглавлен так: «Дорога к Урим и Туммим, переоткрытая на основе определенного завета Святой Библии истинной естественной науки, счастливо переоткрытой в земле Финляндской; или: Как дорога к Урим и Туммим была счастливо переоткрыта, и как свет из золота, в золоте и через золото, обретен, в краткости как возможно поведано другом истины». Урим Норденберга представляется был формой Камня Философов, очищенной и усовершенствованной эссенциею золота, которая имеет силу репродуцировать золото, давать здоровье, силу жизни и так далее. Саму работу он представлял более или менее таким образом: с деликатным огнем уводящем грубые мембраны к внутреннему кругу золота, где они сначала появляются в черном, затем в белоснежной форме, в итоге обращаясь в белоснежное стекло. Под влиянием огня золото делается более и более «заземленным», земная темнота, что поселяется внутри скорлупы стекла и разрастается в этой прозрачной субствнции. Само золото становится чище и чище, проходя несколько цветовых стадий от черного к белому и от белого к красному. Но работа не ограничивается одной варкой; необходимо несколько эволюций, пока в итоге не останется «мазь, что продолжительно светится в темноте, видом подобная круглой вздутости, что зовется Урим». Процедура также нуждается в понимании Божьего озарения «..для единства троицы, что встречается в совершенной форме во всей солнцеподобной субстанции и в каждой земной более или менее наполнена». Сей Урим есть первое имя материального света, но финальный итог это Туммим, «В преславности более заметной, чем само Солнце». Делание Туммим видится, было деланием алмаза – согласно Норденбергу, но даже он сам признавал, что он не мог открыть как этого достичь. Представляется, что больше работ Норденберга опубликовано не было. II. Норденскъолд Август Норденскъолд родился в местечке Эрикнеус в Sipoo, около Хельсинки 6 февраля 1754 года. Он учился с тогдашней столице Турку. Август выбрал специализацию по химии и минералогии. Професор P.A. Gadd был его наставником и молодой студент ревностно отстаивал свой профессиональный тезис «Om tennets och dess malmers beskaffenfet» (что включает олово, оловянное и возникновение руд). После окончания обучения в Стокгольме работал там в горном колледже. Но всегда его основной интерес был обращен к алхимии, что привело его в Общество Сведенборга. Это не было сюрпризом для семьи, так как его брат Карл Фредерик также интересовался мистическими штудиями, как и в некоторой степени их отец, полковник Карл Фредерик Норденскъолд. А его дядя был не кем иным как М. О. Норденберг, который вдохновил нашего героя на Алхимические исследования (и этот дядя также ознакомил его с традицией Бургаве). Август мечтал найти способ изготовить столько золота как пожелает, и с открытием Камня прекратить рабство денег, покончить с нищетой и злом, возможно даже с болезнями и самой смертью, и «Конгрегация Нового Иерусалима» могла подтвердить чистоту его замыслов. В 1779 году Карл Густав III оплатил ему обучение в Лондоне, куда Август отправился постигать Алхимию. Говорят он опубликовал работу «Основная система Алхимии», но в Финляндии ее не найти. Возможно Сведенборговцы в Лондоне знают о судьбе этого манускрипта. По возвращении в Стокгольм он организовал в Дроттингхольме лабораторию в глубокой секретности. В 1782 г. он был приглашен на должность директора рудной промышленности (бергсхауптманн) в Финляндии, но автор статьи не нашел подтверждения его деятельности на этом посту. Напротив, он даже в 1784 году много писал для Сведенборгианской «Афтонбладет» газету в Стокгольме. Еще в 1785 г. мы обнаруживаем его снова в Финляндии основывающим лабораторию в Uusikaupunki. В этот период существует множество свидетельств его алхимической работы днем и ночью. Этот период ознаменован любопытными выдержками его работ, никогда официально не публиковавшимся. В письме датированным 11 января 1778 г. он использовал терминологию финской сауны, когда описывал свою работу: « К одиннадцати часам мы согрели баню (печь) и один из детей начал париться, всего их восемь.. пропорция это шесть часов в бане и восемнадцать в парной…» В этот период он также писал публикации по Алхимии, например, «Истинный процесс алхимии» («Aldeles Fullständigt Begrep om den Enda och Sanna Alchemiska Processen»), в котором изложил свою работу 10-15 месяцев, растворением и сгущением, достичь всемогущего, исцеляющего и златотворящего Камня мудрых (старый шведский: de Vises Sten, Финский: Viisasten Kivi); Lapis Philosophorum). После нескольких неудач и происшествий он вернулся в Дроттингхольм в 1787 г. Это время проходило под покровительством графа Мунка. Граф Мунк был не очень счастлив с Норденскъолдом, который всегда был в больших долгах. Он покинул в 1789 г. Стокгольм с целью посетить Англию, Францию и Данию. Вероятно эту поездку оплатило королевство. В течение этих странствий он заинтересовался созданием своего рода «Утопии» в Африке. Его брак с Анной Шарлоттой Экхольм в 1779 г. не имел большого успеха, из за финансового состояния, его жена никогда не разделяла его любви к Алхимии. Август умер 10 декабря 1792 г. в Фритауне в Сьерра-Леоне, Африка. Есть статуя Юсси Виканена в парке Vallimaeki в Uusikapunki, показывающая примерно место лаборатории «Августа Норденскъолда, Финского делателя золота».